| Список разделов -> Оффтопик: «Для школьников, имеющих интерес к физике и электричеству.»
	 | 
 
  ![]() 
  | 
 
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   Не поленитесь рассказать детям.   
 
 
Удивительный факт, но такого доказательства не видел ни в одной книжке по электричеству. Не могу поверить, что до него никто ранее не додумался, ведь всё, практически, на поверхности.
 
 
Теперь каждый школьник, знающий теорему Пифагора и имеющий интерес к физике и электричеству, сможет узнать о цифре 0.707 задолго до знакомства с интегралами.
 
 
 
Как доказать, что действующее значение синусоидального напряжения в корень из двух раз меньше его амлитуды, используя элементарные познания физики и математики из школьного курса. 
 
 
Подключим резистор R к источнику U(t) = Um*sinωt. По резистору будет протекать ток I(t) = (Um/R)*sinωt. В каждый момент времени на этом резисторе будет выделяться мощность P'(t) = U(t)*I(t) = Um*sinωt* (Um/R)*sinωt = (U²m/R)*sin²ωt.
 
 
 
Подключим точно такой же резистор R к источнику U(t) = Um*cosωt.  По резистору будет протекать ток I(t) = (Um/R)*cosωt.  В каждый момент времени на этом резисторе будет выделяться мощность P"(t) = U(t)*I(t) = Um*cosωt* Um/R*cosωt = (U²m/R)*cos²ωt.
 
 
Сумма мгновенных мощностей, выделяемая на обоих резисторах равна P = P'(t) + P"(t) = U²m/R*sin²ωt + U²m/R*cos²ωt = U²m/R(sin²ωt + cos²ωt) = U²m/R .
 
 
Эта сумма постоянна и не зависит от времени.
 
 
Точно то же будет при протекании по резистору R постоянного тока I = Um/R .  В любой момент времени на резисторе будет выделяться мощность P = U²m/R .
 
 
Следовательно, тепловое действие постоянного тока Im, протекающего по резистору R при приложении к последнему напряжения Um эквивалентно тепловому действию двух переменных токов такой же амплитуды, протекающих по двум таким резисторам.
 
 
Мощности, выделяемые синусоидальным и косинусоидальным токами одной амплитуды за период, равны(достаточно взглянуть на график синуса и косинуса).  Значит, один переменный ток имеет тепловое воздействие в два раза меньше, чем постоянный ток.
 
 
Отсюда находим эквивалентную по тепловому действию переменному напряжению(току) величину постоянного напряжения(тока).
 
 
 
2 * U²rms/R = U²m/R . Urms = Um/√2 .
 
 
Коротко это можно выразить так.
 
 
Пропускаем по резистору 1 ом переменный сиинусоидальный ток, амплитудой 1а. Мгновенная мощность, выделяемая на этом резисторе, численно равна sin²ωt .
 
 
Пропускаем по резистору 1 ом переменный косиинусоидальный ток, амплитудой 1а. Мгновенная мощность, выделяемая на этом резисторе, численно равна cos²ωt .
 
 
Сумма этих двух мощностей численно равна sin²ωt + cos²ωt = 1 и не зависит от времени.
 
 
Точно то же будет при протекании по резистору 1 ом постоянного тока 1а.
 
 
Следовательно, тепловое действие постоянного тока 1а, протекающего по резистору 1 ом при приложении к последнему напряжения 1в, эквивалентно тепловому действию двух переменных токов такой же амплитуды, протекающих по двум таким резисторам.
 
 
Мощности, выделяемые синусоидальным и косинусоидальным токами одной амплитуды за период, равны. Значит, один переменный ток имеет тепловое воздействие в два раза меньше, чем постоянный ток.
 
 
Следовательно, эффективное значении переменного тока в √2 раз меньше амплитудного значения.
 
 
Илья Липавский.
  | 
   
  
   | 16:27 23-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Serge_L 
  ******
  
Откуда: Калуга Сообщений: 591 Регистрация: 07.02.2006 
 
 | 
 
  
   Извините, но я с трудом дочитал....
 
 
Я к.т.н., доцент....
 
 
А пенсия еще далеко....
  _________________ С уважением, Сергей | 
   
  
   | 13:18 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   Тов. к.т.н., а пенсия при чём? А диссер что, короче этого? Тады да. Некоторые д.т.н. не врубились в это, так что к.т.н. отдыхают. Поэтому и адресовал школьникам. Это, когда мозги ещё работают, читать надо.  
  | 
   
  
   | 13:23 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Serge_L 
  ******
  
Откуда: Калуга Сообщений: 591 Регистрация: 07.02.2006 
 
 | 
 
  
   Логично... Завтра попробую на студентах... Мож доедут...  
  _________________ С уважением, Сергей | 
   
  
   | 13:26 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   
 
	  | Serge_L : | 
	 
	
	  Логично... Завтра попробую на студентах... Мож доедут...   | 
	 
 
 
Любопытно. Только желательно на тех, кто не учил ещё интегралов, или забыл уже. Но увлечённых электрорадиотехникой.
  | 
   
  
   | 13:33 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Serge_L 
  ******
  
Откуда: Калуга Сообщений: 591 Регистрация: 07.02.2006 
 
 | 
 
  
   
 
	  | Илья : | 
	 
	
	  | Но увлечённых электрорадиотехникой | 
	 
 
 - почти не бывает в настоящее время (специальность "Проектирование и производство электронной аппаратуры")
 
 
	  | Илья : | 
	 
	
	  | кто не учил ещё интегралов, или забыл уже | 
	 
 
 
Их и не учили, но уже забыли, так что эксперимент чистый  
  _________________ С уважением, Сергей | 
   
  
   | 13:36 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Alex Burns 
  Мастер
  
Откуда: Иваново Сообщений: 1857 Регистрация: 05.08.2005 
 
 | 
 
  
   Я объясняю этот момент, с помощью двух одинаковых электроплиток, запитанных разными токами. По-моему так проще.
  _________________ Сколько в этой жизни не сделано, а сколько
 
еще предстоит не сделать... | 
   
  
   | 14:18 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   Alex Burns, с этого места подробнее, пжлста. Я не о моменте, а о СТРОГОМ доказательстве. А две плитки, две лампочки или ещё что, здесь ни при чём.
 
  Последний раз редактировалось: Илья (10:11 24-03-2011), всего редактировалось 1 раз | 
   
  
   | 14:24 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Sash 
  ******
  
Откуда: Ровно Сообщений: 483 Регистрация: 14.04.2004 
 
 | 
 
  
   Объяснение понял, а вот про "хоккей!" не очень- это по каковски?
 
Это призыв играть в хоккей? Тогда непонятно- с мячом  или с шайбой? 
 
Требую пояснений!
  _________________ Истины, которые постоянно не ставятся под вопрос, в конце концов перестают быть истинами. | 
   
  
   | 14:37 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  МИА 
  Ушедший мастер
  
 Сообщений: 8303 Регистрация: 01.04.2004 
 
 | 
 
  
   гыгыгагагагыгыг. Я тоже собрался подшутить над Ильей по слову "хоккей"   . Между прочим -забытому. Ну дык что, умница, ДР -это сложно? Или просто чтобы не писать длинного слова?  
  | 
   
  
   | 14:50 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Alex Burns 
  Мастер
  
Откуда: Иваново Сообщений: 1857 Регистрация: 05.08.2005 
 
 | 
 
  
   О доказательстве, совершенно согласен. 
 
Но что касается студентов, то их формулами грузить, они их все равно спишут. Многим из них некоторые веши проще объяснить на пальцах.
  _________________ Сколько в этой жизни не сделано, а сколько
 
еще предстоит не сделать... | 
   
  
   | 14:50 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  МИА 
  Ушедший мастер
  
 Сообщений: 8303 Регистрация: 01.04.2004 
 
 | 
 
  
   Алексу. Это как " запитанных разными токами.."?? Я считал, что запитываются НАПРяжением,но ПОТРебляю ток.  Или,"согласно последнему распоряжению ВЦСПС",....переучиваться надо??   
 
  Последний раз редактировалось: МИА (15:12 27-02-2008), всего редактировалось 1 раз | 
   
  
   | 14:56 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   | МИА, хорошо, что не доцент. Я повторю. Для тех, кто в танке. Я не про ДР, а про было!
  | 
   
  
   | 15:01 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  МИА 
  Ушедший мастер
  
 Сообщений: 8303 Регистрация: 01.04.2004 
 
 | 
 
  
   Алексу.  " обьяснить на пальцах" я знаю два способа!       Оба означают одно и тоже,но жесты чуть разные,скажем так -"говоры".   Хотя нет-третий -самый главный-кукиш ,он же дуля,он же фига(опять таки "говоры")...etc.  
  | 
   
  
   | 15:18 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Sash 
  ******
  
Откуда: Ровно Сообщений: 483 Регистрация: 14.04.2004 
 
 | 
 
  
   Э-э-э нет, в пальце сила- показал палец- и нет подразделения милиции...
 
Типа- чем породили, тем и убили  
  _________________ Истины, которые постоянно не ставятся под вопрос, в конце концов перестают быть истинами. | 
   
  
   | 15:29 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Alex Burns 
  Мастер
  
Откуда: Иваново Сообщений: 1857 Регистрация: 05.08.2005 
 
 | 
 
  
   Игорю:  Имею ввиду разный вид тока:  переменный или постоянный, но если смотреть терминологию в деталях, разумеется ты прав.
  _________________ Сколько в этой жизни не сделано, а сколько
 
еще предстоит не сделать... | 
   
  
   | 15:33 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Дядя Боря 
  Старый Кот
  
Откуда: г.Томск Сообщений: 8875 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   
 
	  | МИА : | 
	 
	
	  | запитываются НАПРяжением,но ПОТРебляю ток | 
	 
 
 
Игорь, сам себе ответил в этой фразе. ПИТают - это то же, что и ПОТРебляют, стало быть, всё-таки - запитанны током. Ну а напряжение тут вторично вообще-то, что получилось при умножении тока на сопротивление - то и имеем. Хотя тройственность закона Ома говорит о том, что все три компонента вообще-то равноправны.
 
Да, а в чём разница, кстати, между ЭДС (электродвижущая сила) и напряжением?  
  _________________ Старый Кот | 
   
  
   | 16:42 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Илья 
  Мастер
  
Откуда: K.-A. Сообщений: 3316 Регистрация: 31.03.2004 
 
 | 
 
  
   | Я же просил, детЯм - мороженое. А так, засрали, блин, всё! Спецы, да не те.
  | 
   
  
   | 16:45 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  | 
	
 
  Sash 
  ******
  
Откуда: Ровно Сообщений: 483 Регистрация: 14.04.2004 
 
 | 
 
  
   Илья, ну Вы юморист!
 
Прочитайте название собственной темы и задумайтесь- где таких школьников найти? В Израиле? В России? На Украине? Чисто теоретически- они должны где-то существовать, но я таких уже не встречаю, хотя у меня очень много знакомых учителей.
 
 То что вы тут нашли новое объяснение уже известных вещей- замечательно, но нужно это всё меньшему количеству людей. Но попробуйте ВНЕДРИТЬ его в обычную практику учебного процесса....
 
Не, если Вы на свои деньги издадите учебник, проплатите чиновникам в министерстве, чтоб его приняли в список рекомендованных- тогда да, может и станете известны "широкому загалу" как автор "закона Липавского"
 
А так ситуация как в анекдоте: " Покойник хорошо выглядит, как живой..."
  _________________ Истины, которые постоянно не ставятся под вопрос, в конце концов перестают быть истинами. | 
   
  
   | 18:06 27-02-2008   
    
    | 
   
  
	 | 
		![]() 
  |